Контакты

По всем вопросам 
обращайтесь:

Республика Беларусь
220114, г. Минск, ул. Ф.Скорины, 13

тел. 267-91-05

E-mail: estet_fac@bspu.by

 

 


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА



 

События
Методические разработки

МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

Методический семинар
«Интенсивные образовательные
технологии в подготовке
педагогических кадров»
 
МОБИЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА:
 ПОЛ, ПОТОЛОК, СТЕНЫ
 

 

 

 

 
 
 
 
 

 


ЛУЧШИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ МАГИСТРАНТОВ

Ван Цихэн

Лекция-конференция на тему:

«Особенности вокальной музыки эпохи барокко»

План лекции:

  1. Происхождение стиля барокко и его отличие от других стилей в музыке.
  2. Музыка раннего, зрелого и позднего барокко.
  3. Характерные особенности исполнительского стиля вокальной музыки эпохи барокко.
  4. Характерные жанры вокальной музыки барокко.

Цель:  активизировать учебно-познавательную деятельность студентов и обеспечить углубление знаний по дисциплине «История музыки».

Задачи:

  1. Рассмотреть происхождение стиля барокко, выявить его отличие от других стилей музыкального искусства.
  2. Проследить в историческом контексте периодизацию барочной музыки (раннее барокко).
  3. Проследить в историческом контексте периодизацию барочной музыки (зрелое барокко).
  4. Проследить в историческом контексте периодизацию барочной музыки (позднее барокко).
  5. Выявить особенности исполнительского стиля вокальной барочной музыки.
  6. Определить жанры, характерные для вокальной музыки барокко:
  1. Жанры духовной музыки: месса, мотет, кантата, оратория, страсти.
  2. Жанры  светской вокальной музыки: песни мотеты канцоны мадригалы.

 

Литература:

  1. Базен, Ж. История истории искусств: От Вазари до наших дней / Ж.Базен. – М.: Проргресс-Культура, 1994. –528 с.
  2. Барбье, П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et f 1. М., 1983 г. êtes baroques / П. Барбье. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — 280 с.
  3. Кудряшов, А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII—XX в.в.: учебное пособие / А.Ю.Кудряшов. — СПб.: Лань, 2010. –  432 с.
  4. Ливанова, Т. Н., «История западноевропейской музыки до 1789 года (XVII век)», учебник в 2-х тт. Т. 2 / Т.Н.Ливанова. – М.: Музыка, 1982. –622 с.
  5. Лобанова, М. Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики: монография / М.Н. Лобанова. – М.: Музыка, 1994. – 322 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ


Хэ Мин, магистрант, 2 курс, ФЭО,

науч. рук. – доктор пед. наук, доцент,

Е.С.Полякова

Лекция академическая

Условия формирования исполнительских умений

будущих учителей музыки в КНР

(лекционное занятие в логике классической модели)

 

План лекции

 

1. Вступление

2. Проникновение фортепиано и развитие фортепианного исполнительства в 19 – начале 20 вв. в Китае.

3. Подготовка специалистов в области музыкального образования и международные связи.

4. Сравнительный анализ довузовской подготовки.

5. Педагогические условия формирования исполнительских умений (внешние, объективные).

6. Педагогические условия формирования исполнительских умений (внутренние, субъективные).

7. Заключение.

Литература:

  1. Бянь, Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры / Мэн Бянь. – СПб., 1996. – С. 32.
  2. Хуан, Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы / Пин Хуан. – СПб. : Астерион, 2009. – 158 с.
  3. Чжу, Цзин. Сравнение моделей высшего музыкального образования Китая и России / Цзин Чжу. – Городское образование. – 2014. – № 5. – С. 274.
  4. Сыма, Цянь. Юэ шу («Трактат о музыке») / Цянь Сыма //Исторические записки («Ши цы»). – М.: Наука, 1986. – Т.4. – С. 77-92.
  5. Тарапата-Бiльченко, Л.Г. Фiлософiя музики: навчальний посiбнiк для студентив та магiстрантiв факультету мистецтв /Л.Г. Тарапата-Бiльченко. – Суми: СумДПУ iм. А.С.Макаренка, 2004. – 76 с.
  6. Шу, Цзин.  Сборник афоризмов  Конфуция / Цзин Шу. –  Литература и музыкальная эстетика[J].  –  Журнал объединенных университетов. – 2004. – № 4.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

Италия – родина оперы Жанр оперы возник в конце 16 века в Италии. В Венеции в 17 веке был открыт первый в мире постоянный оперный театр. В Неаполе певческое искусство достигло высокого расцвета. Замечательные итальянские певцы прославились по всему миру не только прекрасными голосами, но и высочайшим вокальным мастерством, получившим название bel canto.

Белька́нто (итал. bel canto — «красивое, прекрасное пение») — стиль виртуозного пения, сложившийся в Италии к середине 17 века. В современном понимании — это эмоциональное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Бельканто требует от певца плавности звучания, мягкого тембра, безукоризненного владения всеми вокальными приемами, динамическими и тембровыми нюансами. В бельканто голос — это инструмент певца.

Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. К мастерам бельканто можно отнести таких певцов, как Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Архипова, Л. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др. МОНСЕРРАТ КАБАЛЬЕ МАРИЯ КАЛЛАС ЛУЧАНО ПОВОРОТТИ


Ли Янь

Лекция-конференция на тему: «Эстетическое развитие учащихся младших классов на уроках музыкального искусства»

 

План лекции:

  1. Проследить эволюцию научных взглядов на взаимосвязь эстетического развития и музыкального воспитания школьников.
  2. Сущность, критерии и методы эстетического развития учащихся средствами музыкального искусства.
  3. Младший школьный возраст как сензитивный период эстетического развития человека.
  4. Психологические механизмы эстетического развития учащихся на уроках музыки.

Цель:  содействовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов и обеспечить углубление знаний по дисциплине «Методика музыкального воспитания».

Задачи:

  1. Проследить в историческом контексте взаимосвязь эстетического развития и музыкального воспитания школьников.
  2. Рассмотреть сущность, критерии и методы эстетического развития учащихся.
  3. Оценить младший школьный возраст как сензитивный период эстетического развития.
  4. Определить эффективные психологические механизмы эстетического развития учащихся на уроках музыки.

А) Интеграция: на базе онтологии искусства, на базе онтологии личности.

Б) Эстетическая реакция.      

 

Литература:

  1. Проблемы эстетического развития личности школьника /Под ред. А.И.Бурова, Е.В.Квятковского. – М.:  Педагогика,1987. –  96 с.
  2. Брылина, В.Л. Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками / В.Л.Брылина. – Киев:  издательство,1995. – к-во стр. с.
  3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С.Выготский. – СПб.: Союз, 2004. –  224 с.
  4. Матонис, В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности / В.П.Матонис. – Л.:  Музыка,1988. – 86 с.
  5. Психология музыкальной деятельности: теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. –  368 с.
  6. Смирнова, Е.О. детская психология: учебник для вузов / Е.О.Смирнова. – 3-е изд. , перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Тан Янань, магистрант, 1 курс, ФЭО,

науч. рук. – доктор пед. наук, доцент,

Е.С.Полякова

 

Лекция академическая

Педагогические условия совершенствования инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта

(лекционное занятие в логике классической модели)

 

План лекции

 

1. Вступление. Инструментальная подготовка педагога-музыканта.

2. Важность младшего школьного возраста в обучении музыкальному исполнительству.

3. Кардинальные проблемы совершенствования инструментальной подготовки.

4. Педагогические условия совершенствования инструментальной подготовки

5. Заключение.

Литература:

1.Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д.Алексеев. – М., 1961. – 272 с.

2.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: педагогика-Пресс, 1996. –  534  с.

3.Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г.Нейгауз; 5-е изд. –  М., 1988 – 300 с.

4.Полякова, Е.С. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности : Монография / Е.С.Полякова. – 2-е изд. испр. – Минск : Бел. гос. пед. ун-т, 2005. – 195 с.

5.Рейт, Е.М. Развитие личного пространства детей старшего дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук:13.00.02 / Е.М. Рейт; БГПУ. – Минск, 2016. – 25 с.

6.Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г.М.Цыпин. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

7.Чжу, Цзин. Сравнение моделей высшего музыкального образования Китая и России / Цзин Чжу. – Городское образование. – 2014. – № 5. – С. 274.

 


Чжу Итун

Лекция-конференция на тему:

«Индивидуальный урок как форма приобщения учащихся-пианистов к творческой исполнительской деятельности»

 

План лекции:

  1. Рассмотреть сущность индивидуального урока в музыкальном обучении.
  2. Творческая исполнительская деятельность в процессе фортепианного обучения.
  3. Творческие методы на индивидуальном уроке.
  4. Развитие личности учащегося-пианиста  на индивидуальном уроке.

Цель:  обеспечить углубление знаний студентов по дисциплине «Теория и методика преподавания специальных музыкальных дисциплин (фортепиано)», активизировать их учебно-познавательную деятельность.

Задачи:

  1. Выявить сущность и особенности индивидуального урока как формы музыкального обучения.
  2. Рассмотреть творческую исполнительскую деятельность в процессе музыкального исполнительства (теоретические основы, механизмы, критерии).
  3. Рассмотреть творческие методы работы на уроке фортепиано и оценить их развивающий потенциал.
  4. Личность в творческом музыкально-педагогическом процессе.

Литература:

  1. Бирскопс, Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств. – Автореф. дис. … канд. пед. наук по специальности 13.00.02 – методика преподавания музыки / Я.Я.Бирскопс. – М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1979. – 16 с.
  2. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П.Блинова. – Л.: Музыка, 1974. – 143 с.
  3. Вишнякова, Н.Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества / Н.Ф.Вишнякова. – Минск: Бел. НИИ образования, 1992. – 76 с.
  4. Полякова, Е.С. Психологические основы музыкально-педагогической деятельности: монография /Е.С.Полякова. – 2-е изд. испр. – Минск: БГПУ, 2005. – 195 с.
  5. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. высш. пед. учеб. заведений / Д.К.Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова [и др.]; под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368 с.

 


Юр Надежда  Владимировна

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 1

В ЛОГИКЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

КЛАССИЦИЗМ - МНОГОГРАННОСТЬ, ЦЕЛЬНОСТЬ,

ГАРМОНИЧНОСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МУЗЫКАНТА

(Й. ГАЙДН, В.А. МОЦАРТ, Л. В. БЕТХОВЕН)

 

Цель: раскрыть историю становления музыкального исполнительства в зарубежном и отечественном искусстве в эпоху классицизма.

Задачи:

- сформировать представление о индивидуальный художественный стилях Й. Гайдна, В.А.Моцарта, Л. Бетховена;

- выявить основные музыкальные жанры, доминирующие в эпоху классицизма (соната, симфония);

- показать на примерах единение композиторского замысла и его исполнительской интерпретации.

План:

1.Введение

2. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII– начала XIXвека

2.1 Особенности стиля венской классической школы

2.2 Музыкальные жанры

3. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы

4. Музыкальный гений – В.А. Моцарт

5. Творческий путь Л. ван Бетховена

6.Заключение 

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 2

В ЛОГИКЕ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ

РОМАНТИЗМ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ.

КОМПОЗИТОРЫ ИСПОЛНИТЕЛИ: Ф.ЛИСТ, Ф. ШОПЕН, Р. ШУМАН

 

Цель: раскрыть историю становления музыкального исполнительства в зарубежном и отечественном искусстве в эпоху романтизма.

Задачи:

- сформировать представление о индивидуальный художественный стилях Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана;

- выявить основные музыкальные жанры, появивлиеся в эпоху романтизма;

- показать на примерах единение композиторского замысла и его исполнительской интерпретации.

План:

1.Введение

2. Романтизм, как художественное направление в музыкальной культуре XIX века

2.1 Темы музыкального искусства

2.2 Музыкальные жанры

3. Творческий путь Ф. Шумана

4. Музыкальный гений – Ф. Шопен

5. Новатор-пианист Ф.Лист

6.Заключение