Контакты

По всем вопросам 
обращайтесь:

Республика Беларусь
220050, г. Минск, ул. Могилевская, 37
тел. 200-56-10
E-mail: aesthet55@tut.by 


События

Проблемный научно-методический семинар кафедры теории и методики преподавания искусства «Учебно-методическое обеспечение процесса художественно-эстетического образования в современной школе: состояние, проблемы и пути их решения»

2017-05-22

Иногда говорят: можно прожить без Бетховена, без Моцарта, без Чайковского. Можно прожить без Пушкина и без Лермонтова, можно прожить без картин великих мастеров, вообще, без большого искусства… Можно! Но, наверное, можно прожить и без любви, но будет ли эта жизнь полной и настоящей? Нет, не будет. Изгоняя из своей жизни большое искусство, мы невероятно обедняем себя.

 

Автор приведенного выше текста – человек с большим сердцем, советско-российский композитор Микаэл Таривердиев, музыка которого хорошо известна по кинофильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!». Эти слова выступили своеобразным эпиграфом для проблемного научно-практического семинара кафедры теории и методики преподавания искусства.

Целью семинара стало обсуждение состояния учебно-методического обеспечения процесса художественно-эстетического образования в современной школе, а также проблем и путей их решения. В нем приняли участие заместитель декана по учебной работе Сернова Т. В., заместитель декана по научной работе Шатарова М. А.; представители кафедры теории и методики преподавания искусства (заведующий кафедрой Бычкова Н. В., доценты Королева Т. П., Мазурина Н. Г., Шатько Е. Г., старшие преподаватели Василеня Л. Е., Жилинская Т. Г.), кафедры музыкально-педагогического образования (заведующий кафедрой Нижникова А. Б., доцент Чернявская И. Ф.), кафедры художественно-педагогического образования (заведующий кафедрой Кашевский П. А., профессор Лойко Г. В., старший преподаватель Данелия Л. П.).

Среди гостей семинара – учителя предметов «Музыка», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» столичных школ и гимназий (Ящембская-Колёса Ирина Вячеславовна, Домашевич Ирина Викторовна, Чернышёва Маргарита Петровна, Уснич Анастасия Валентиновна), представители ГУО «Минский городской институт развития образования» (Кузьминич Николай Леонидович, Ящембская-Колёса И. В.) и филиала кафедры теории и методики преподавания искусства (Волкова Ирина Геннадьевна).

В выступлениях участников семинара в рамках объявленного проблемного поля отмечалась непреходящая ценность предметов художественно-эстетического цикла в формировании духовного мира ребенка, развитии его эмоционально-образного мышления, общей культуры и широты кругозора. Были обоснованы и охарактеризованы плюсы и минусы существующего комплекса учебно-методического обеспечения (программ, учебных пособий, рабочих тетрадей, методических рекомендаций). Специалисты-практики охотно делились со слушателями своими авторскими методическими разработками, воочию демонстрировавшими на примере выполненных работ свидетельства приобщения учащихся к миру прекрасного. Учителя акцентировали внимание аудитории на том, что, в частности, на современном этапе предмет «Искусство» предполагает постижение учащимися не историко-фактологического материала, а образно-эмоционального содержания произведений искусства. В выступлениях подчеркивалась важность реализации на занятиях с детьми различных форм художественно-творческой практико-ориентированной деятельности (слушание музыки, рисование, аппликации, подготовка творческих проектов и другие). Поэтому к будущему учителю искусства, выпускнику педагогического вуза, предъявляются высокие требования во владении на практике методикой столь многогранного художественного творчества.

Дискуссионным стало обсуждение безотметочной технологии оценки результатов учебной деятельности учащихся по предметам художественно-эстетического цикла, требующей от учителя-предметника энтузиазма и поиска нестандартных форм отчетности в организации и управлении образовательным процессом, прогнозировании результатов учебной деятельности. В контексте функционирования безотметочной системы был обнаружен интересный феномен, требующий особого внимания современного учителя, – «замолчавшие дети».

Вызвало живой интерес обсуждение вопросов защиты авторских и смежных прав при создании учебных и учебно-методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла, оценки оригинальности разработанных моделей и алгоритмов учебных заданий, использования в печатных изданиях авторского художественного и иллюстративного материала в соответствии с действующим законодательством.

В итоге участники семинара согласились с тем, что современной школе необходим учитель новой формации, понимающий, что между учеником и учителем расстояние объективно увеличивается. Но фактором сближения будут выступать не знания, а богатый эмоциональный и художественно-практический опыт совместного постижения сущности искусства.